Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 7 классе

Образ «маленького человека» в повести
А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Лукашова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Цели: 1. Познакомиться с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
          2. Ввести понятие «маленький человек».
          3. Выявить особенности авторского отношения к героям.
 
Ход урока
  1. Организационный момент. Приветствие. Концентрация внимания. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
  2. Изучение нового.
- Ребята, сегодня мы начинаем говорить о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Скажите, изучали ли мы ее подробно до 7 класса?
- Значит, какую цель  и задачи поставим перед собой сегодня?
(Познакомиться с повестью, поговорить о проблемах, поднимаемых автором)
- Хорошо, но еще мы сегодня познакомимся с новым литературным термином. Для этого я попрошу вас перечислить названия предметов, которые ассоциируются у вас со словом «маленький».
(ребенок, котенок, лисенок и т.д.)
- А теперь подберите синонимы к этому же слову.
(крошечный, небольшой и т.д.)
- Выразите словами чувства, желания, которые возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «маленький котенок».
(обогреть, пожалеть, приютить)
- Запомните свои желания. Чуть позже вам предстоит их сравнить с другими своими впечатлениями. Текст нам известен, а знаете ли вы, что есть и фильм с одноименным названием? Снят он был в 1972 году. Предлагаю посмотреть эпизод. Определите, что он иллюстрирует, какие чувства у вас возникают при просмотре?
(эпизод, когда смотритель впервые приходит к Минскому. Минута 40 – минута 43)
- Итак, какие чувства у вас возникли к Самсону Вырину?
(сопереживание, сострадание)
- Это действительно так. В литературе существует понятие «маленький человек». Встречались ли мы с ним в курсе 5 и 6 класса?
- Следовательно, какую цель мы поставим сегодня перед собой?
(узнать, какого героя можно назвать «маленьким человеком»)
- Именно поэтому мы обращаемся к повести «Станционный смотритель». Она занимает особое место в русской литературе. Здесь впервые изображены жизненные невзгоды, страдания «маленького человека».  С нее начинается тема «униженных и оскорбленных».
- Запишем тему урока в тетрадях.
(Образ «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
-  Скажем несколько слов об истории создания повести. Самое важное зафиксируйте в тетрадях.
(Реализация индивидуального задания)
- Прежде чем мы начнем работу с текстом, хотелось бы узнать, все ли слова вам понятны. Проверим домашнее задание. На экране появляются значения слов, осуществите взаимопроверку, оцените работу товарища.
(Взаимопроверка работ)
- Ну что ж, с работой все справились, перейдем к тексту. Известно, что Пушкину много приходилось ездить. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций посетил, со многими смотрителями встречался. А что входило в обязанности смотрителей? Много ли у них было власти?
(Ответы обучающихся)
- А как же тогда быть с эпиграфом к повести?
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
П. Вяземский
Относиться к этим словам серьезно или видеть в них авторскую иронию? За ответом обратимся к тексту повести. В начале произведения автор задает вопрос «Что такое станционный смотритель»?(Низший класс, чиновник 14 класса, претерпевал унижения)
- а как сам рассказчик относится к станционным смотрителям?
(Призывает к состраданию)
- Действительно, после сказанного  слова о том, что смотритель – это диктатор, звучат иронично. Никому диктовать свои условия он не может. В отличие от  кого? По какому закону живет этот мир?
(«чин чина почитай»)
- С этого начинается история главного героя, которого зовут Самсон Вырин. В выборе имени скрыта еще одна ирония – имя героя – Самсон – библейский герой, обладающий сверхъестественной силой.
- Посмотрим на героя ближе. На ваших столах лежат карточки с примерами характеристик героя. Отберите среди них только те, которые относятся к смотрителю. Постройте ответ, привлекая текст повети. Работаем в парах.
(Ответы обучающихся)
- Как живет отец с дочерью?
(В доме покой, уют, счастье. Смотритель видит в дочери смысл жизни)
- Мы всегда говорим, что в художественном произведении нет ни одного лишнего слова, ни одной лишней детали. Так и в этом произведении. Сколько раз рассказчик посещает станцию? Меняется ли обстановка, герои?
Чтобы успеть проанализировать все посещения рассказчиком станции разделимся в зависимости от цифр, лежащих у вас на столах. Распределитесь. Задания есть у вас. На подготовку отводится 4 минуты.
(Наиболее слабые ученики работают с тестами. Сильный ученик по ходу обсуждения конспектирует на отдельной доске характеристики смотрителя)
- Итак, слушаем представителей 1 группы.
(1 приезд – гостя встречают смотритель с Дуней, радушные, добрые люди. Смотритель сразу принимается за подорожную. В доме царит счастье и покой. В интерьере горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, картинки. За всем ухаживала Дуня).
- Когда рассказчик приезжает второй раз?
(ответы обучающихся 2 группы.
2 приезд – смотритель один, спит под тулупом, везде запустение. В интерьере нет цветов и пестрой занавески, так как нет Дуни. Отец сам отправляет дочь с Минским. Счастье разрушено.)
- Кто является разрушителем счастья смотрителя?
(ротмистр Минский)
- Как он появляется? Как ведет себя? Рассмотрим иллюстрацию. С чьим появлением поведение его меняется? Докажите свои ответы текстом.
(Ведет себя надменно, меняется лишь с появлением Дуни. Подкупает доктора)
- Понимают ли смотритель и Дуня, что их обманывают?
(Нет. Смотритель слишком доверчив убежден в порядочности Минского)
- Как случается, что Дуня уезжает?
(Смотритель сам сажает ее вместе с Минским)
- Каково состояние Самсона Вырина, когда он понимает, что произошло?
(Чувствует свою вину)
- Вернемся к видеофрагменту, который смотрели в начале урока. Как герой борется за свою дочь?
(Пешком отправляется в Петербург, находит дом Минского)
- Как ведут себя при встрече герои?
(Смотритель умоляюще просит вернуть дочь. Он робкий, беспомощный, униженный. А Минский просит прощения, но возвращать Дуню не собирается)
-Почему отец продолжает беспокоиться о дочери, ведь он видит, что она счастлива?
(Он знает, что Дуня и Минский принадлежат разным социальным слоям, это грозит трагедией.  «Не ее первую, не ее последнюю сманил приезжий повеса». Самсон Вырин не может поверить в счастье дочери. В этом его трагедия)
- Когда же рассказчик появляется на станции в 3 раз? Что происходит со смотрителем? Как выгляди его могила?
(3 приезд – смотрителя нет, но жива память о нем. Дуня приезжает поздно)
- Ребята, сегодня мы далеко не полностью проанализировали текст и героев. Но достаточно, чтобы определить, какого героя можно причислить к «маленькому» человеку и по какой причине.
(Возвращаемся к работе ученика, который записывал опорные характеристики Самсона Вырина)
- Можем ли мы сказать, какого героя называем «маленьким человеком»?
(«Маленький герой» - герой литературного произведения, относящийся к среднему или низшему социальному слою, робкий, униженный, вызывающий у читателя чувство сочувствия)
- Кто из героев повести отвечает этой характеристике?
- О чем повесть «Станционный смотритель»?
(Повесть о глубокой отцовской любви. Бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным. Также о запоздалом раскаянии дочери.  История Дуни – исключение из правил. Вырин знает законы жизни)
- Кто же виноват в смерти смотрителя?
 III. Подведение итогов. Домашнее задание.- Составьте синквейн по образу Самсона Вырина.
(В качестве примера можно предложить следующий:
Самсон Вырин/станционный смотритель
Беспомощный, жалкий
Просит, беспокоится, погибает
Не верит в счастливую судьбу дочери
«маленький человек»)
 Один из литературоведов сказал: «Самсона Вырина погубило не какое-то действительное  несчастье, а его представление о том, как сложится судьба его дочери». По вашему мнению, это действительно так? Могла ли у героев быть иная судьба?
Домашнее задание:
1.  Допишите альтернативный финал повести.
2. Какие еще проблемы поднимает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»?

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»